Внешний портрет Травматика
#психическое_здоровье #отношения_копилка
Как ведёт себя травматик и как определить со стороны этот тип личности? Для ответа на эти вопросы необходимо разобраться в понятии травмы.
Как ведёт себя травматик и как определить со стороны этот тип личности? Для ответа на эти вопросы необходимо разобраться в понятии травмы.
Травма - сильный удар по психике, который человек получает достаточно регулярно, в результате он не выдерживает психологического напряжения и условно говоря "ломается". То есть внутренние и внешние ресурсы личности сильнее, чем воздействие факторов внешней среды (например, влияние посторонних и близких людей - материнская или отцовская фигура, родные бабушки, дедушки и др.).
Самые сильные травмы, которые оказывают значительное влияние на дальнейшее формирование психики личности, происходят в раннем детстве. Считается, что в возрасте до семи лет психологические травмы оставляют неизгладимый след в человеческой психике. В основном, это травмы, связанные с привязанностью. Например, травмы, связанные с безопасностью и доверием (формируют базисный дефект человека), травмы слияния или сепарации, травмы нарциссического или шизоидного характера.
Соответственно, человек, получая травму в зоне безопасности, доверия и слияния, будет иметь шизоидный тип личности. Травма, связанная с сепарацией, недостатком похвалы, признания и принятия, формирует нарциссический характер. Отвержение со стороны родителей и в целом в социуме, развод мамы и папы будут причиной формирования депрессивного склада личности. В последнем случае отношение к ребенку станет дополнительным фактором получения травмы в случае недостатка внешних ресурсов (например, во время семейного кризиса малыша поддерживала бабушка - в таком случае психика у него не будет травмирована). Получение психологической травмы зависит от наличия сформированной психики, ее устойчивости и поддержки (родные, соседи и т.д.), то есть на разных детей одна и та же травма оказывает различное воздействие. В зависимости от силы травмы формируется структура организации личности (невротический, пограничный или психотический тип). Таким образом, чем сильнее травма разрушает психику, тем ближе человек становится к психозу по континууму здоровья.
От чего зависит сила травмирования? Факторов как минимум три - сила воздействия, периодичность, перечень ресурсов у ребенка.
Могут быть и травмы в более взрослом возрасте. В основном они связаны с насилием или военными действиями, сильным потрясением в жизни, которое кардинально изменило взгляды человека на жизнь (нападение, грабеж и др.).
Если в детстве ребенка били, игнорировали или оказывали на него психологическое давление, тип организации личности будет носить травматический характер. Такие индивидуумы не воспринимают привязанность - она ассоциируется у них с опасностью, так как даже самые близкие люди могут навредить и принести боль.
Какие внешние признаки травматика? В первую очередь страх, который лежит в основе травматического характера. Внешне можно видеть не страх, а злость, вину или стыд. Это защитная реакция людей. Например, внешнее проявление нарциссического характера - своеобразная игра в Бога, показное превосходство и полное отсутствие стыда.
Вину можно увидеть в тех ситуациях, когда человек берет на себя ответственность для оправдания поступков окружающих и причиненной ему боли - легче верить в то, что кто-то причинил боль из-за его собственной несостоятельности и ошибок в действиях ("Я неправильно это сделал, поэтому сам виноват и должен ответить за свои поступки!"). По какой еще причине люди берут на себя вину? Для того чтобы не ощущать небезопасность мира, контролировать возможную боль и обиду. Любому человеку достаточно тяжело переживать бессилие. В психологии это переживание считается самым сложным. Фактически, люди скрывают свою беспомощность за чувством вины («Я обязательно в следующий раз сделаю лучше, и мне никто не причинит боль»). Такие личности чаще всего находятся в некоторой тревоге, суетливости или панике. От них часто можно услышать следующие фразы – «У меня нет свободного времени», «Я ничего не успеваю», «Я не хочу тратить на эти вопросы свое время», «А вдруг время будет потрачено впустую». Они полностью сконцентрированы на текущем времени, как будто будущее сильно ограничено или его нет совсем.
Для травматиков характерна удивительная особенность – или им необходимо время для того, чтобы вступить в отношения, или они стремительно входят в отношения. Однако через некоторое время происходит обрыв – травматики не выдерживают напряжения и давления. Внешняя реакция достаточно неадекватная – чрезмерный контроль, самобичевание, внезапные вспышки гнева, обвинение, изоляция, обесценивание, аддикт избегания, любовная зависимость, истерические слезы или скандалы.
Отношения с травматиками напоминает простую фразу «Стой там, иди сюда». С одной стороны человек предъявляет разнонаправленные требования («Работай, зарабатывай деньги и побольше»). А с другой стороны – «Нет, сиди все время со мной». Считается, что в основе поведения лежит очень сильная потребность. Чем раньше произошла травма, тем сложнее выделить свою потребность в этом мире. Сложно удовлетворить эту потребность и в партнерских отношениях. Вне зависимости от уровня удовлетворения травматика, он все нивелирует и обесценивает, соответственно все проходит мимо. Почему? Оказывается в душе должно сформироваться место, с помощью которого человек умеет принимать.
Травматики напоминают ежей. С ними очень сложно общаться, они колкие и могут скандалить на ровном месте, кусаться, бросаться и злиться. Такое поведение напрямую связано со степенью травмирования человека. Если травмы были нанесены личности в более ранний период, каждый сантиметр тела является своеобразной открытой раной. Каждое прикосновение – боль, травма и защитная реакция (вспышка). Ориентировочная реакция травматика – злость или изоляция.
Постороннему человеку может казаться, что реакция травматика очень резкая и чрезмерная. Неожиданный скандал, вспышка гнева, необоснованные обвинения («А-а-а, ты меня раздражаешь!»). Однако на самом деле он просто наступил на болезненную рану, поэтому травматик ушел в воронку травмы, а проявляемое поведение – состояние аффекта.
Какие чувства вызывает партнер, близкий человек, с которым проходит общение? Есть две стороны: с одной всегда хочется помочь, согреть, поддержать, а вторая характеризуется чувством вины. И эта вина очень сильная, патологическая и токсичная. В ее основе лежит непонимание линии поведения по отношению к травматику. Где-то глубоко внутри у них есть тепло, забота и желание раскрыться. И для этого только достаточно что-то по-другому сделать. У травматиков действительно есть чувства, но они спрятаны глубоко в сознании, за тысячью защитными механизмами, которые позволяют защитить болезненные места.
Личностям с травматическим складом характера тяжело проявлять нежность, тепло и заботу. Для некоторых это страшнее и опаснее, чем проявлять агрессию и злобу. Если человек на протяжении всей своей жизни испытывал на себе злобу, агрессию, был изолирован от всех и отвержен, его поведение является копией отношения окружающих к нему.
Для травматика ситуация тепла – новый опыт, который вызывает панику. Для обычного человека это опыт, который формирует чувство страха и внутреннего напряжения, но травматик совершенно не понимает этого тепла и нежности, поэтому включает свой защитный механизм «ежика».
Внутри каждой личности травматического склада характера сидит маленький перепуганный ребенок. Проявить тепло, нежность и заботу для него всегда может быть на порядок сложнее, чем показать агрессию, как и принять. Достаточно нестабильная и опасная ситуация.
Однако на самом деле эти люди очень ранимые и нежные, и их ощущение тепла всегда спрятано за защитными механизмами.
Лариса Бандура